вверх
вниз

Crossed Hearts

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Crossed Hearts » Харт Викия » Архитектура


Архитектура

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Европейские архитектурные стили:

Архитектура Древнего мира: от первобытного общества до X века (в различных регионах даты различаются).
Романский стиль. X—XII века.
Готика. XII—XV века.
Возрождение. Начало XV — начало XVII века.
Барокко — конец XVI — конец XVIII века.
Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.
Классицизм — середина XVIII—XIX век.
Эклектика — 1830-е — 1890-е годы.
Модерн — 1890-е — 1910-е годы.
Модернизм — начало 1900-х годов — 1980-е годы.
Конструктивизм — 1920-е годы — начало 1930-х годов.
Постмодернизм — с середины XX века.
Хай-тек — с конца 1970-х годов.
Деконструктивизм — с конца 1980-х годов.

Восточная архитектура:
Архитектура Двуречья
Архитектура Древнего Китая
Мавританский архитектурный стиль
Исламская архитектура

Японская архитектура

Славянская архитектура

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t146068.jpg

Отредактировано Katastrophe (2022-07-28 10:50:06)

+2

2

Романский стиль. Европейское средневековье

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью.

Название своё он получил потому, что сложился в странах, говорящих на языках романской группы, и потому, что в нём есть элементы римской архитектуры.
Для всех романских церквей, какими бы они разными не казались, характерен единый план.
План средневекового собора:

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t998215.gif

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое колоннами на продольные части – нефы.  А так, как здесь - поперёк одной базилики поставили другую – получился крест как символ христианства. Причём, собор всегда располагался так: с запада на восток (как церковь и мечеть). Вход в церковь – с запада, на востоке - алтарная часть. Портал – главный вход. Апсида - полукруглый выступ с восточной стороны, внутри которого располагался алтарь. Нефы - проходы, на которые разделяется визуально пространство церкви колоннами.
Постановка колоколен по верхним углам храма выражала стремление к небу

Архивольты – обрамление арочного проёма. Тимпан – углубление над входом, украшенное рельефами

Особенности романского стиля: в плане собора – крест; толстые стены; массивные круглые башни; узкие окна; оборонительная функция; отсутствие украшений, только рельефы на портале.

Кратко о Романском стиле

Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство; вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным, и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. В XI веке романский стиль получил высшее свое развитие; в XII веке его господство кончилось, сменившись готикой.

Особенности романского стиля: в плане собора – крест; толстые стены; массивные круглые башни; узкие окна; оборонительная функция; отсутствие украшений, только рельефы на портале.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t385427.jpghttps://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t504663.jpg
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t467115.jpg

Крепости и замки

Как бы  отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом  и рвом.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t743956.jpg

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами;  иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек).

Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t755925.jpg
По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.

Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.

Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t926222.jpg

Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.

Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).

Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света  был очаг и факелы.

Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки - шпалеры - развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.

Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

В Англии зал в замке  Хендингхем ( ок. 1140 г.) в Эсексе имеет  два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.

Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.

Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.

Дома и убранство

Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной  крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.

Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.

Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.

Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и  емкостью для хранения и  стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t813445.jpg

Отредактировано Katastrophe (2022-07-26 12:38:33)

+3

3

Готический стиль. Европейское средневековье

В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на XIII—XIV века. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Вследствие этого в искусстве готики наряду с чисто феодальными элементами уже сильны черты слагающейся культуры бюргерства. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов, с одной стороны, и сильные реалистические тенденции — с другой.

Наглядная презентация об особенностях стиля

Начало переходу к готическому стилю положил аббат Сугерий, под руководством которого, в 1144 году была возведена апсида в королевской церкви аббатства Сен-Дени.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t849998.jpg
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t846457.jpg

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t384082.jpg

Характерной чертой готической архитектуры является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.

Существует различная периодизация эпохи готики:
1)Ранняя готика - XII в.
2)Расцвет готики - XIII в.
3)Пламенеющая готика - XIV-XV вв.
4)Интернациональная готика
О готике в большой российской энциклопедии (с архитектурными терминами)

Витраж

Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.

Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света. Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой. А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.

А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.

В эпоху готики своего расцвета достигло витражное искусство

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t805151.jpg

Учимся у Виктора Гюго кратко описывать готическую архитектуру Собора Парижской Богоматери

Прежде всего – чтобы ограничиться наиболее яркими примерами – следует указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность.

То, что мы говорим здесь о фасаде, следует отнести и ко всему собору в целом, а то, что мы говорим о кафедральном соборе Парижа, следует сказать и обо всех христианских церквах средневековья. Все в этом искусстве, возникшем само собою, последовательно и соразмерно. Смерить один палец ноги гиганта – значит определить размеры всего его тела.

Но возвратимся к этому фасаду в том его виде, в каком он нам представляется, когда мы благоговейно созерцаем суровый и мощный собор, который, по словам его летописцев, наводит страх – quae mole sua terrorem incutit spectantibus.

Ныне в его фасаде недостает трех важных частей: прежде всего крыльца с одиннадцатью ступенями, приподнимавшего его над землей; затем нижнего ряда статуй, занимавших ниши трех порталов; и, наконец, верхнего ряда изваяний, некогда украшавших галерею первого яруса и изображавших двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберта и кончая Филиппом-Августом, с державою в руке.

Время, медленно и неудержимо поднимая уровень почвы Сите, заставило исчезнуть лестницу. Но, дав поглотить все растущему приливу парижской мостовой одну за другой эти одиннадцать ступеней, усиливавших впечатление величавой высоты здания, оно вернуло собору, быть может, больше, нежели отняло: оно придало его фасаду темный колорит веков, который претворяет преклонный возраст памятника в эпоху наивысшего расцвета его красоты.

Но кто низвергнул оба ряда статуй? Кто опустошил ниши? Кто вырубил посреди центрального портала новую незаконную стрельчатую арку? Кто отважился поместить туда безвкусную, тяжелую резную дверь в стиле Людовика XV рядом с арабесками Бискорнета?.. Люди, архитекторы, художники наших дней.

А внутри храма кто низверг исполинскую статую святого Христофора, столь же прославленную среди статуй, как большая зала Дворца правосудия среди других зал, как шпиц Страсбургского собора среди колоколен? Кто грубо изгнал из храма множество статуй, которые населяли промежутки между колоннами нефа и хоров, – статуи коленопреклоненные, стоявшие во весь рост, конные, статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, каменные, мраморные, золотые, серебряные, медные, даже восковые?.. Уж никак не время.

А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, тяжелым каменным саркофагом, украшенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалидов? Кто так нелепо вделал в плиты карловингского пола, работы Эркандуса, этот тяжелый каменный анахронизм? Не Людовик ли XIV, исполнивший желание Людовика XIII?

Кто заменил холодным белым стеклом цветные витражи, притягивавшие восхищенный взор наших предков то к розетке главного портала, то к стрельчатым окнам алтаря? И что сказал бы какой-нибудь причетник XIV века, увидев эту чудовищную желтую замазку, которой наши вандалы-архиепископы запачкали собор? Он вспомнил бы, что именно этой краской палач отмечал дома осужденных законом, он вспомнил бы отель Пти-Бурбон, в ознаменование измены коннетабля также вымазанный той самой желтой краской, которая, по словам Соваля, была «столь крепкой и доброкачественной, что еще более ста лет сохраняла свою свежесть». Причетник решил бы, что святой храм осквернен, и в ужасе бежал бы.

А если мы, минуя неисчислимое множество мелких проявлений варварства, поднимемся на самый верх собора, то спросим себя: что сталось с очаровательной колоколенкой, опиравшейся на точку пересечения свода, столь же хрупкой и столь же смелой, как и ее сосед, шпиц Сент-Шапель (тоже снесенный)? Стройная, остроконечная, звонкая, ажурная, она, далеко опережая башни, так легко вонзалась в ясное небо! Один архитектор (1787), обладавший непогрешимым вкусом, ампутировал ее, а чтобы скрыть рану, счел вполне достаточным наложить на нее свинцовый пластырь, напоминающий крышку котла.

Таково было отношение к дивным произведениям искусства средневековья почти всюду, особенно во Франции. На его руинах можно различить три вида более или менее глубоких повреждений: прежде всего бросаются в глаза те из них, что нанесла рука времени, там и сям неприметно выщербив и покрыв ржавчиной поверхность зданий; затем на них беспорядочно ринулись полчища политических и религиозных смут, – слепых и яростных по своей природе, которые растерзали роскошный скульптурный и резной наряд соборов, выбили розетки, разорвали ожерелья из арабесок и статуэток, уничтожили изваяния – одни за то, что те были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны; довершили разрушения моды, все более вычурные и нелепые, сменявшие одна другую при неизбежном упадке зодчества, после анархических, но великолепных отклонений эпохи Возрождения.

Моды нанесли больше вреда, чем революции. Они врезались в самую плоть средневекового искусства, они посягнули на самый его остов, они обкорнали, искромсали, разрушили, убили в здании его форму и символ, его смысл и красоту. Не довольствуясь этим, моды осмелились переделать его заново, на что все же не притязали ни время, ни революции. Считая себя непогрешимыми в понимании «хорошего вкуса», они бесстыдно разукрасили язвы памятника готической архитектуры своими жалкими недолговечными побрякушками, мраморными лентами, металлическими помпонами, медальонами, завитками, ободками, драпировками, гирляндами, бахромой, каменными языками пламени, бронзовыми облаками, дородными амурами и пухлыми херувимами, которые, подобно настоящей проказе, начинают пожирать прекрасный лик искусства еще в молельне Екатерины Медичи, а два века спустя заставляют это измученное и манерное искусство окончательно угаснуть в будуаре Дюбарри.

Итак, повторим вкратце то, на что мы указывали выше: троякого рода повреждения искажают облик готического зодчества. Морщины и наросты на поверхности – дело времени. Следы грубого насилия, выбоины, проломы дело революций, начиная с Лютера и кончая Мирабо. Увечья, ампутации, изменения в самом костяке здания, так называемые «реставрации» – дело варварской работы подражавших грекам и римлянам ученых мастеров, жалких последователей Витрувия и Виньоля. Так великолепное искусство, созданное вандалами, было убито академиками. К векам, к революциям, разрушавшим по крайней мере беспристрастно и величаво, присоединилась туча присяжных зодчих, ученых, признанных, дипломированных, разрушавших сознательно и с разборчивостью дурного вкуса, подменяя, к вящей славе Парфенона, кружева готики листьями цикория времен Людовика XV. Так осел лягает умирающего льва. Так засыхающий дуб точат, сверлят, гложут гусеницы.

Как далеко то время, когда Робер Сеналис, сравнивая Собор Парижской Богоматери с знаменитым храмом Дианы в Эфесе, «столь прославленным язычниками» и обессмертившим Герострата, находил галльский собор великолепней по длине, ширине, высоте и устройству»![38]

Собор Парижской Богоматери не может быть, впрочем, назван законченным, цельным, имеющим определенный характер памятником. Это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм. Это здание промежуточного типа. В отличие от Турнюсского аббатства Собор Парижской Богоматери лишен суровой, мощной ширины фасада, круглого и широкого свода, леденящей наготы, величавой простоты надстроек, основанием которых является круглая арка, тора.)

Он не похож и на собор в Бурже – великолепное, легкое, многообразное, пышное, все ощетинившееся остриями стрелок произведение готики. Нельзя причислить собор и к древней семье мрачных, таинственных, приземистых и как бы придавленных полукруглыми сводами церквей, напоминающих египетские храмы, за исключением их кровли, сплошь эмблематических, жреческих, символических, орнаменты которых больше обременены ромбами и зигзагами, нежели цветами, больше цветами, нежели животными, больше животными, нежели людьми; являющихся творениями скорее епископов, чем зодчих; служивших примером первого превращения того искусства, насквозь проникнутого теократическим и военным духом, которое брало свое начало в Восточной Римской империи и дожило до времен Вильгельма Завоевателя. Нельзя также отнести наш собор и к другой семье церквей, высоких, воздушных, с изобилием витражей, смелых по рисунку; общинных и гражданских, как символы политики, свободных, прихотливых и необузданных, как творения искусства; служивших примером второго превращения зодчества, уже не эмблематического и жреческого, но художественного, прогрессивного и народного, начинающегося после крестовых походов и заканчивающегося в царствование Людовика XI. Таким образом. Собор Парижской Богоматери – не чисто романского происхождения, как первые, и не чисто арабского, как вторые.

Это здание переходного периода. Не успел саксонский зодчий воздвигнуть первые столбы нефа, как стрельчатый свод, вынесенный из крестовых походов, победоносно лег на широкие романские капители, предназначенные поддерживать лишь полукруглый свод. Нераздельно властвуя с той поры, стрельчатый свод определяет формы всею собора в целом. Непритязательный и скромный вначале, этот свод разворачивается, увеличивается, но еще сдерживает себя, не дерзая устремиться остриями своих стрел и высоких арок в небеса, как он сделал это впоследствии в стольких дивных соборах. Его словно стесняет соседство тяжелых романских столбов.

Однако изучение этих зданий переходного периода от романского стиля к готическому столь же важно, как и изучение образцов чистого стиля. Они выражают собою тот оттенок в искусстве, который без них был бы для нас утрачен. Это – прививка стрельчатого свода к полукруглому.

Собор Парижской Богоматери как раз и является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства. Укажем здесь лишь на главные его особенности. В то время как малые Красные врата по своему изяществу почти достигают предела утонченности готического зодчества XV столетия, столбы нефа по объему и тяжести напоминают еще здание аббатства Сен-Жермен-де-Пре времен каролингов, словно между временем сооружения врат и столбов лег промежуток в шестьсот лет. Все, даже герметики, находили в символических украшениях главного портала достаточно полный обзор своей науки, совершенным выражением которой являлась церковь СенЖак-де-ла-Бушри. Таким образом, романское аббатство, философическая церковь, готическое искусство, искусство саксонское, тяжелые круглые столбы времен Григория VII, символика герметиков, где Никола Фламель предшествовал Лютеру, единовластие папы, раскол церкви, аббатство Сен-Жермен-де-Пре, и Сен-Жак-дела-Бушри все расплавилось, смешалось, слилось в Соборе Парижской Богоматери. Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди древних церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и чтото общее со всеми.

Повторяем: эти постройки смешанного стиля представляют немалый интерес и для художника, и для любителя древностей, и для историка. Подобно следам циклопических построек, пирамидам Египта и гигантским индусским пагодам, они дают почувствовать, насколько первобытно искусство зодчества; они служат наглядным доказательством того, что крупнейшие памятники прошлого – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками, гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; словом, это своего рода органическая формация. Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, каждая личность добавляет свой камень. Так поступают бобры, так поступают пчелы, так поступают и люди. Величайший символ зодчества, Вавилон, представлял собою улей.

Великие здания, как и высокие горы – творения веков. Часто форма искусства успела уже измениться, а они все еще не закончены, pendent opera interrupta[39] тогда они спокойно принимают то направление, которое избрало искусство. Новое искусство берется за памятник в том виде, в каком его находит, отражается в нем, уподобляет его себе, продолжает согласно своей фантазии и, если может, заканчивает его. Это совершается спокойно, без усилий, без противодействия, следуя естественному, бесстрастному закону. Это черенок, который привился, это сок, который бродит, это растение, которое принялось. Поистине в этих последовательных спайках различных искусств на различной высоте одного и того же здания заключается материал для многих объемистых томов, а нередко и сама всемирная история человечества. Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ – каменщик.

Рассматривая лишь европейское, христианское зодчество, этого младшего брата огромных каменных кладок Востока, мы видим пред собой исполинское образование, разделенное на три резко отличных друг от друга пояса: пояс романский, пояс готический и пояс Возрождения, который мы охотно назовем греко-римским. Романский пласт, наиболее древний и глубокий, представлен полукруглым сводом, который вновь появляется перед нами в верхнем новом пласте эпохи Возрождения, поддерживаемый греческой колонной. Между ними лежит пласт стрельчатого свода. Здания, относящиеся только к одному из этих трех наслоений, совершенно отличны от других, закончены и едины. Таковы, например, аббатство Жюмьеж, Реймский собор, церковь Креста господня в Орлеане. Но эти три пояса, как цвета в солнечном спектре, соединяются и сливаются по краям. Отсюда возникли памятники смешанного стиля, здания различных оттенков переходного периода. Среди них можно встретить памятник романский по своему основанию, готический по средней части, греко-римский – по куполу. Это объясняется тем, что он строился шестьсот лет. Впрочем, подобная разновидность встречается редко. Образчиком такого здания служит главная башня замка Этамп. Чаще других встречаются памятники двух формаций. Таков Собор Парижской Богоматери – здание со стрельчатым сводом, которое первыми своими столбами внедряется в тот же романский слой, куда погружены и портал Сен-Дени и неф церкви Сен-Кермен-деПре. Такова прелестная полуготическая зала капитула Бошервиля, до половины охваченная романским пластом. Таков кафедральный собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения.

Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида здания. Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была изукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев богослужебный чин и обеспечив его соблюдение, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, резные украшения, капители, барельефы – все это сочетает оно по своему вкусу и по своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева неизменен, листва прихотлива.

Отредактировано Katastrophe (2022-07-26 16:33:31)

+2

4

Возрождение (Ренессанс)

Термин «Ренессанс» (возрождение) был введен в XVI веке автором замечательного труда, бесценного источника «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), художником Джорджо Вазари.

Под этим термином он понимал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.

В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности.

30-е годы XVI века — этап Высокого Возрождения. Наивысшие достижения гуманистического искусства были созданы именно в этот период. Это время, когда творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Джорджоне, Браманте, Палладио и др.

Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение — стиль, влияние которого ощущалось повсеместно.

Готический стиль, получивший необычайное распространение в архитектуре практически всех стран Западной Европы, в Италии воспринимался как нечто чужеродное, как стиль, неприемлемый по духу. Классическая традиция, постоянно витавшая где-то в воздухе, оказалась настолько сильна, что готика в Италии так и не прижилась.

Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации классического искусства.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t852529.jpg

Можно выделить три основных периода:

Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446).
Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители.

Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневекового исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.

Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства.

Подробно с чертежами

План

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t725963.jpg
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t497003.jpg

Фасад
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Архитектурные элементы фасада симметричны, набор тяготеет к античному - наличники с фронтонами на окнах и дверях, пиястры, декоративные барельефы, и визуально разделяющие фасад карнизы.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t801870.jpg

Жилые здания
Жилые здания часто имеют подкровельный карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом с балюстрадой или окружена рустами (рустовыми панелями). Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.

О предметной среде внутри жилого дома

Примеры предметов мебели

Подробно о мебели

Краткая характеристика архитектурного Возрождения

Характерные черты: лиственный орнамент; отделка соборов, церквей и соборов - роспись стен и потолков. Форма мебели - простая, геометрическая, основательная, богато декорированная.

Преобладающие цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый.

Линии: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера.

Форма: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

Элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.

Конструкции: массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду.

Окна: полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.

Двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t77212.jpg

+2

5

Барокко

Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения.

Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм.

Форма

Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.

В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.

Ордер

Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.
Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

Внешний и внутренний декор

К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.

Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t192281.jpg

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t861532.jpg

Связь с окружающим пространством

Отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t184056.jpg

Архитектурные элементы барокко

Богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем. Окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов. Вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов.
Поза и выражение лица мифологических и библейских фигур передают эмоциональное напряжение, драматизм сюжета, что отвечает концепции сложного устройства мира и человеческих страстей.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t504103.jpg

Одна из особенностей архитектурного барокко – активное использование в фасадном дизайне маскаронов (маска в виде человеческого лица или морды животного, расположенных анфас).
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t978982.jpg

Изготавливали их из камня и гипса, размещали над входной дверью, оконными проемами, арками. У каждой маски свой характер: спокойный, устрашающий, комический. Тематические маскароны выбирали в соответствии с профилем заведения: на суд вешали изображения богини правосудия, львиные головы, на театр – драматических персонажей, на церковь – ангелов и детей.

Более подробно о Барокко

Отредактировано Katastrophe (2022-07-28 08:28:15)

+2

6

Рококо

Рококо — стиль, проявившейся в начале XVIII века во Франции. Слово “рококо” в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка».
Данный стиль является развитием стиля барокко.

Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.

Как и барокко, в стиле рококо приветствуются обилие деталей и различных форм. Все элементы и детали должны быть утонченной формы и изящными. Также приветствуется большое количество орнаментов.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t550781.jpg

Так как рококо является производной от стиля барокко, эти стили имеют много общих черт, однако есть и немаловажные отличия, из-за которых рококо часто выделяют как отдельный стиль. В отличие от парадного и напыщенного барокко, рококо имеет более простой вид, меньшее количество различных форм. Архитектурный стиль стал более легким и игривым. Симметрия барокко сменилась на произвольные и нелогичные линии.
Основным элементом дизайна рококо стал элемент, под названием “рокайль”.

“Рокайль”- специальный орнамент, который совмещает в себе элементы растений, камня и также раковин.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t592782.jpghttps://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t935790.png

Для такого вида орнамента очень характерны плавные, постепенные переходы. Это, при общем взгляде, создает целостность всего дизайна, а также дополняет некоторые конкретные элементы. Часто можно встретить беседки, ворота, фасады, выполненные с использованием таких элементов. Рококо стирает понятие ровных линий. Все линии в дизайне изменяются в большую или меньшую сторону. Например: линия крыши должна плавно искривляться от центра к краям. Это визуально увеличивает объект, а масштаб очень важен в подобном стиле. Многие формы становятся похожими на природные. Украшением может стать орнамент, визуально напоминающий стебель и листья растений или ветки дерева. Такой подход гарантирует уникальность дизайну, а также высокий уровень узнаваемости стиля.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t22180.jpg

В период появления стиля рококо он часто комбинировался со стилем барокко. Примером этого может стать Версальский Дворец, который включает в себя элементы роскошного, напыщенного барокко, а также элементы плавных линий, растительные мотивы и другие признаки рококо. При такой “смеси” каждый стиль может визуально дополнять друг друга. Плавное строение линий может очень хорошо сочетаться с роскошными формами барокко и наоборот. Главное в таком комбинирование сочетать стили правильно, без явного доминирования одного стиля над другим.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t555581.jpg

Сочетание голубых цветов сменилось на пастельные тона, с яркими акцентами в виде обивки мебели и так далее. Важнейшим элементом интерьера в стиле рококо стал камин. Как правило, он делается из натурального камня и является смысловым центром помещения.

https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t58041.jpg

Ландшафт в стиле рококо
После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.
https://forumupload.ru/uploads/001b/3c/0a/71/t941345.png

Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться "китайские" павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.

О Шинуазри

Цветовая гамма.
Одним из наиболее заметных отличий от предшествующего стиля стала смена палитры: вместо сочетания золотого и голубого стали применяться пастельные оттенки. В комнатах преобладают насыщенные цвета – как по отдельности, так и в комбинациях: белый цвет часто сочетается с золотым, красным, салатовым. Стали применяться перламутровый, жемчужный и лиловый оттенки.
Аксессуары очень важны для оформления интерьера: часто можно увидеть статуэтки из керамики, подсвечники, античные статуи и ширмы. Приветствуется большое количество зеркал – чаще в резных рамах, также для лучшей освещённости используются многочисленные осветительные приборы: от люстр до подсвечников. Характерными атрибутами являются скульптуры, статуэтки и прочие предметы декора, стилизованные под античность.

Что касается мебели, то она фактически создаёт стиль помещения. Мебель эпохи рококо очень изящна, она украшена сложной резьбой и позолотой. Ножки мебели изящно выгнуты.

Как отличить барокко от рококо? 1
Как отличить барокко от рококо? 2

Отредактировано Katastrophe (2022-07-28 13:19:47)

+2


Вы здесь » Crossed Hearts » Харт Викия » Архитектура


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно